Взято из книги Диамант подборки Жака Леграна и F.Ohly: Diamant und Bocksblut. Zur Traditions- und Auslegungsgeschichte eines Naturvorgangs von der Antike bis in die Moderne (Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1976).История алмазов идет параллельно с историей геологических разработок. Впервые алмаз был упомянут в 8 веке до нашей эры.
С древних времен и до 18 века основным поставщиком алмазов была Индия.
Еще в 6 веке до нашей эры найдены упоминания о диаманте в книгах Эксодус - и Эзехиль на
языке иврит.
Драгоценные камни назывались под общим названием яхалом. В древних книгах не упоминается качеств диаманта.
В течение восьми веков собирались по крупицам материалы в довольно интересную книгу с техническими данными о диаманте у индусов.
Это со времени эпохи Маурья (4 век до нашей эры) до конца эпохи Гупта (середина 6 века нашей эры).
Поскольку диаманты не обрабатывались, то собирались они в чистом виде, как они были найдены.
Самыми ценными из них по мнению индусов того времени были довольно прозрачные октаэдры с четкими
(насколько это было возможно, обычно они выпуклы) гранями.
Древние греки оставили диаманты без внимания и только древние римляне ими заинтересовались.
Индусам было очень трудно уверить древних римлян в качествах диаманта.
Кроме того, самые чистые и красивые кристаллы не покидали "закромов Индии".
То, что можно было вывозить было не особенно убедительно красиво.
Индусы убеждали римлян в редкости и твердости диамантов. Индусы поклонялись диамантам.
Белые октаэдры они посвятили богу Индра - который реинкарнировал на земле в шторм, гром и молнию.
Черные диаманты, особенно те, что напоминали голову змеи, были посвящены богу Яма, богу смерти.
Вишну, повелитель небес, господствовал надо всеми сортами кристаллов цвета "кадали" (до нашего времени понятие этого слова не расшифровано...)
Волшебство и черная магия были обычным делом и различного рода поверья широко развивались.
Об этом мы читаем в учебнике Буддарабхатта:"Тот, кто диамант носит, избежит всех опасностей, даже таких как змеи, огонь, яд или болезни, воры или злые духи."
И эта уверенность, в которой понятие "невидимость" играет определенную роль, давала рациональную платформу для продажи индийскими купцами эти камней римлянам.
Конкретизировался этот смысл в слово "адамас" - непоколебимый, неуязвимый, нерушимый.
После того как диамант в роли талисмана был возвышен над другими драгоценными камнями, надобность сравнения его с ними пропала.
Эстетические критерии камней перестали касаться диаманта.
Косвенное доказательство абсолютно исключительного статуса, которым пользовался диамант у древних римлян,
мы находим в полной потере этого статуса с приходом христианства. Диамант спустился в своей популярности на
17 место среди драгоценных камней. И еще в 17 веке знаменитый ювелир из эпохи возрождения,
Бенвенуто Челлини отдавал предпочтение рубину и изумруду. Португальский врач и натуралист
Гарсиия аб Хорто писал о своем путешествии в Индию:"Здесь диамант считается королем среди драгоценных камней,
на самом деле , если мы критерии ценности и красоты рассматриваем, то совершенно очевидно,
что для нас на первом месте стоит изумруд, а за ним следует рубин."
Легенды, мифы и наблюдения о диаманте.
В истории Индии крестовому походу Александра Великого принадлежит самая точная дата.
В 327 году до нашей эры 100000 солдат во главе с Александром Македонским отправились из Бактрина и Содиагны
вдоль долины по направлению к Кабулу. Он столкнулся с племенами, охранявшими проход Хибер.
В конце концов к весне следующего года они достигли берегов реки Индус, пограничную реку "страны с пятью святыми реками.
Этот поход был кородким и изнеможение солдат заставил Александра вернуться в Персеполис.
Вскоре после этого , в 323 году он умирает в Вавилоне. После этого грубого наскока Индия стала всеми манерами защищать себя от чужеземцев.
Благодаря этому факту возводится царство Магадга под покровительством Шандрагупта.
В этот период невозможно было найти ни одного документа, из которого бы следовало,
что солдаты Александра Македонского унесли с собой хотя бы один диамант.
Их поход проходил в слишком быстром темпе, в спешке.
После этого события прошло несколько веков и в Индии появились тексты с легендами о нашествии Александра Македонского.
Это были буйные фантазии о долине диамантов. В тексте (примерно 315-403 н.э.) Епифануса епископа Константины на Кипре
появились первые упоминания о "Долине диамантов".
Легенда сама рассказывает не о диаманте, а о драгоценном гиацинте, украшающем нагрудное украшение наивысшего духовного лица евреев.
Он пишет:"В пустыне Скитов находится глубокое ущелье, окруженные каменистыми отвесными скалами. Со скал увидеть дно ущелья невозможно.
Оно заполнено непроницаемым туманом и похоже на непроходимый хаос. Короли окружающих стран посылают своих
подданных туда добыть сокровища, которые находятся в ущелье. Те убивают по пути овец, бросают мясо в ущелье.
Орлы подбирают мясо и несут в гнезда птенцам. Охотники за сокровищами лезут в гнезда и
собирают там драгоценные камни, которые налипли на мясо.
Позже эта легенда была пересказана в средние века в сказании о Синдбаде-мореходе.
Синдбад привязал кусок мяса к своему поясу и спустился в ущелье. Одна из самых сильных
птиц принесла его в свое гнездо на горе. В то время в каждом богатом доме было такое гнездо.
Синдбад из благодарности к хозяину гнезда орлов отдал ему большой и прекрасный диамант.
3 века спустя Марко Поло рассказывает эту легенду в своей "Книге Чудес" (1298) и приписывает ей индийское происхождение.
"Диамант и козлиная кровь"
Если мы еще дальше в глубь веков зайдем, то мы обнаружим миф о диаманте и козлиной крови.
Самое древнее описание мифа принадлежит Плиниусу. В своей философской книге он рассказывает
о войне и мире, дружбе и вражде которые властвуют над миром бездуховности.
Латинский автор упоминает после огня и воды, магнита и железа, пример диаманта и козлиной крови.
В книге ХХХVII после напоминания, что "адамас" означает несокрушимый и непобедимый,
Плиниус приводит диамант в сочетание с понятиями гармония и дисгармония, или греческими понятиями симпатия и антипатия.
Он пишет о том, что диамант, который не боится огня и железа, может быть побежден кровью козла.
Диамант можно раскрошить только в том случае, если он будет окраплен козлиной кровью, несмотря на то,
что до этого диамант сокрушал все, кроме массивных молота и наковальни. После Плиниуса эта симболика
передавалась из уст в уста, упоминалась в средневековой теологии и выдержала бремя времени до эпохи натуралистов (17 век)!!!
Козел - символ низкого и дурного, и диамант - символ непобедимости, инкарнация неукротимой силы получают новые варианты
в христианском контексте. Например, самое верное и чистое сердце будет побеждено похотью (козлиная кровь); другой контекст
- Христос - диамант был побежден после того как он испил напиток страданий (здесь имеется в виду его несение креста
(
прим. переводчика, спросила у католического мужа, но текст книги написан католиком, рассказ про рыбака мужу неизвестен) но его кровь истребит самого сильного рыбака.
Уверение Плиниуса о том, что смазав бриллиант кровью козла, можно его сокрушить, осталось незыбленным в течение 1500 лет.
Одним из самых известных пассажей является из Wolfram von Eschenbachs Parzival, где описывается как Гамурет, отец Парсиваля,
находит свою гибель во время боя с языческим племенем.
Благородный Гамурет был непобедим в шлеме из диаманта до тех пор пока рыцарь Сарасцены не разбил бутылки с козлиной кровью о его голову.
Его шлем становится практически губкой, стекает и король Ипомедон протыкает копьем его голову.
Как это произошло, что этот миф остался живым? Марбодус Ван Реннес (скончавшийся в 1123 году) в своей книге по обработке драгоценных камней,
описывал, что индийские диаманты надо было обрабатывать с козлиной кровью, в то время как к арабским это не относилось.
Отличались ли они внешне? Об этом древние источники и Марбодус сам умалчивают.
В первой половине 12 века Пресбитус Теофилиус описывает технику обработки диаманта в высшей степени подробно.
"Возьмите козла в возрасте от двух до трех лет, свяжите ему ноги вместе и сделайте надрез между грудью и животом на уровне сердца.
Положите кристалл в надрез и ждите, пока он нагреется. После этого возьмите кристалл и гравируйте на нем что хотите , пока он не остыл.
Когда кристалл остынет, положите его обратно в козлиную кровь,
повторяйте процедуру, пока не закончите задуманное. Протрите кристалл шерстяной тканью."
Таким же методом описывает он и расщепление диаманта. По-видимому ассоциации с сатиром и сатаной,
а также любовь к ритуалам делали возможным верить в подобные описания.